MALBRED

Превизуализация, аниматик, раскадровка

В теме 1 сообщение

Что такое превизуализация, чем аниматик отличается от сториборда, зачем нужен 3D-превиз и как пригодятся все эти знания в процессе подготовки к киносъёмкам

Каждый режиссёр готовится к первому съёмочному дню по-своему. Кто-то не спит, размышляя о диалогах героев, кто-то перед зеркалом примеряет бейсболку, кому-то важно пересмотреть фильмы-талисманы. Но лишь настоящий режиссёр перед мотором тщательно просматривает раскадровки сцен, которые он будет снимать всю следующую смену.

Понятие «storyboard» очень расплывчато. Погуглив, вы можете найти, что это последовательный набор картинок-кадров с диалогами. Или на скорую руку сделанный мультфильм. Или комикс. В Голливуде storyboard — это вообще всё подряд. В советские времена (да и сейчас, но всё реже и реже) выпускались книжечки с утверждённым сторибордом, но назывались они, конечно, «раскадровкой». Впрочем, многим и сейчас удобнее апеллировать к русскоязычному варианту. В общем, как бы сториборд ни называли, сегодня он неотрывно связан с превизуализацией, и всё равно часто возникает путаница, многие теряются в понятиях, называя превиз раскадровкой и наоборот (так же, как неопытные люди путают план, сцену и кадр). На самом деле, превизуализация — это общее понятие, объединяющее в себе и раскадровку, и сториборд, и аниматик, и прочие виды визуального препродакшна.

Превизуализация

Зачем и кому нужна превизуализация? Есть каста режиссёров — к сожалению, слишком большая — которая считает превизы признаком неуверенного в себе режиссёра или формалиста. Есть в съёмочном процессе и реальные случаи, когда превизуализация не нужна. Это относится к тем режиссёрам, которые снимают телесериал с выработкой 20-25 минут за смену, когда времени не то что на раскадровку, на репетиции не хватает. Хотя превизы как раз и были придуманы, чтобы облегчить страдания, снимать быстрее, проще, сильнее. Всё же тем, кто считает режиссера с раскадровкой трусом или ботаном, остаётся только посочувствовать. Человек, держащий в руках тщательно расписанный или смоделированный превиз, внушает только доверие и уважение со стороны актёров («снимем быстро и толково»), продюсеров («знает, что делает») и прочих членов съёмочной группы.
Превизуализация имеет множество подвидов. Тут и режиссёрская версия, и операторская, и VFX. Вплоть до шести, а то и больше, способов подготовки к съёмкам. Сегодня превизуализация настолько прочно вошла в необходимый перечень условий препродакшна, что для её изучения открываются целые факультеты в киновузах, например, отдельный курс в Московской школе кино. Поэтому, если не лезть в дебри пост-визов, дизайн-визов и прочих визов, про которые вам расскажут компетентные люди на серьёзных лекториях, поговорим об основных пунктах превизуализации: раскадровка, аниматик и 3D-превиз — даже если по сравнению со статьями, нашпигованными строгими выкладками и понятиями, этот текст кому-то покажется немного наивным. Как говорится, «будь проще...».

Раскадровка

Несмотря на то что основа раскадровки на всех одна — рамочка с изображением внутри, — каждый реализует её по-разному. Но совершенно точно то, что режиссёр сначала рисует сам для себя не совсем красивые и понятные постороннему картинки в прямоугольниках.
Некоторые предпочитают уместить на листе A4 как можно больше кадриков, чтобы видеть более полную картину, другим удобнее рисовать крупные картинки, чтобы потом их можно было обсуждать с оператором и вносить коррективы, не щадя бумагу. Терри Гилльям (по образованию художник) вообще рисовал наброски декораций и причудливые типажи прямо на сценарии и снимал прямо с этих «заметок на полях» — если вы гений и вам так проще, то — пожалуйста. Но так как большинство из режиссёров и рамочку-то с трудом может нарисовать, то первая режиссёрская раскадровка получается примерно такая:
раскадровка
Дальше режиссёру надо это как-то «продать», и он, после утверждения сцен с оператором, заказывает красивую раскадровку профессиональному художнику. И получается что-то вроде этого:
раскадровка2
 
Чем важна раскадровка? В первую очередь, режиссёр с её помощью визуально представляет себе мизансцены, видит очередность и количество нужных кадров и, главное, это помогает расписывать планы. И это очень помогает как на препродакшне, так и на съёмках. Ведь ни для кого не секрет, что большинство режиссёров снимают сцены не в хронологическом порядке, как это написано в сценарии, а как всем будет удобно. В продолжительном съёмочном периоде, когда он сам уже и забыл, что придумал, раскадровка позволит со свежей головой вспомнить, кто, что и где. Также это помогает второму режиссёру разводить мизансцены.

Насколько красивая профессиональная раскадровка нужна для производства? Во-первых, она никогда не будет лишней. Не только для того, чтобы изящно висеть на стенде в офисе, но и, во-вторых, чтобы собрать аниматик.

Аниматик

Уже по одному слову понятно, что это будет своего рода мультфильм. Только в отличие от Disney и «Союзмультфильма», здесь вместо анимированных персонажей главными «действующими лицами» являются картинки из отсканированной раскадровки. Выглядит, как слайд-шоу, только режиссёр может собирать кадры на монтажном столе с разным хронометражем, панорамированием, приближением/удалением. Также в аниматике применяется примерно подходящая музыка, даже диалоги, которые может записать кто угодно, не обязательно актёры. Зачастую реплики записывает сам режиссёр с помощью друзей и родственников, а музыка подбирается «на глаз», лишь бы передавала суть происходящего.

В чём смысл? Аниматик — это практически готовая презентация. Для неё могут подойти даже первые «некрасивые» режиссерские раскадровки. Если же у вас под руками хорошие художники или вы сами владеете искусством рисования — вы всенепременно произведёте впечатление на инвесторов. Что уж говорить о членах съёмочной группы, которые часто загораются желанием работать днём и ночью, если видят перед собой подготовленного собранного режиссёра, который знает, чего он хочет достичь.

Вот как выглядит типичная сцена в аниматике:
 

3D-превизуализация

Трёхмерные превизы — это относительно новое явление, которое появилось вместе с высокобюджетными фильмами, полными спецэффектов и компьютерной графики. Сначала это были фигурки, стоявшие на фоне стандартных параллелепипедов (читай, здания), или длинных полосок с маленькими разноцветными коробочками (улицы с машинами), или двух-трёх деревьев (леса, поля, луга). В ход шли любые программы, которые позволяли создавать трёхмерные объекты.

Но технический прогресс не стоит на месте. Сегодня 3D-превизуализация (или «техническая превизуализация») — это уже большой самостоятельный жанр, над которым трудятся целые департаменты на студии. Такие презентации носят бесценную информацию для операторов, осветителей, VFX-специалистов и позволяют видеть сцену задолго до её воплощения на экране. Если вы думаете, что создавать такие превизы долго и дорого, то вы правильно думаете. В помощь начинающим режиссёрам приходят относительно дешёвые и простые программы, вроде Poser и DAZ Studio, которые имеют библиотеки фигур (Poser-модели), текстур, интерьеров/экстерьеров, а также опции выбора объективов и фокусов.

Вот как выглядит 3D-превиз в сочетании с реальными кадрами:
 

Если вас действительно заинтересовало искусство превизуализации — гугл в помощь. Вы можете найти в интернете довольно много литературы (как правило, иноязычной), которая подробно объяснит все аспекты создания превизов. Также сегодня на просторах Сети много видеоуроков и программ для создания всего видения фильма на всех этапах препродакшна — от питч-визов до дизайн-визуализации. И да пребудет с вами Сила!
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!


Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.


Войти